T8-32. Есенин|Достоевский. Есенин с отрядом берут штурмом конц.лагерь, в нем находит Доста. Достоевский весь в грязи, очень худой, всего боится. Отмывать Достоевского теплой водой, успокаивать, когда тот боится гула самолетов. На фразу Достоевского: "Скажи, а война правда закончилась?" Дост до последнего не может в это поверить. Есь не размазня.
686 слов.
Тихо пели под шагами старые половицы, скрип которых не приглушался тонким, изъеденным молью и временем ковром, но это было то немногое, что защищало их от промозглой сырости осени и создавало намёк на уют в этом полуразрушенном, богом забытом месте. Идёт осень сорок четвёртого года, и Львов не приветлив в своей промозглости, как, возможно, никогда до этого. За несколько часов до рассвета они атаковали фашистский концлагерь «Цитадель», потеряв чуть больше четверти от своей дивизии. И каково же было удивление бывшего поэта, а ныне солдата, что можно встретить здесь, так далеко от дома, дорогого, но давно не присылающего весточки друга. Лейтенант Сергей Александрович Есенин, удерживая в свободной руке миску с похлёбкой, осторожно отодвигает занятой куском хлеба рукой занавешивающую койку штору. Пусть она хоть иллюзорно, но создаёт намёк на личное пространство, так необходимое дергающемуся от каждого шороха Достоевскому. Фёдор всё так же не поменял положения: сидит, обхватив себя руками, закутавшись в накинутую ему на плечи куртку, и смотрит в одну точку, изредка что-то беззвучно нашептывая. Сергей осторожно ставит горячую миску на всё ещё крепкий, придвинутый поближе к койке табурет, туда же кладёт по краюхи хлеба и осторожно, словно находится рядом с диким зверем, опускает кончики пальцев на плечо Достоевского лёгким касанием. Тот вздрагивает и вскидывает голову так резко, что Серёжа ели заставляет себя не отшатнуться и продолжить смотреть в эти немного сумасшедшие, напуганные голубые глаза мальчишки, едва дошедшего до необходимого для отправки на фронт возраста.
- Федь,- тихим, ласковым тоном, как когда-то в детстве, шепчет Есенин, ища узнавание на лице младшего друга,- Федь это я, успокойся.
Рука уже смелее ложится на плечо, но не сдавливая, а подбадривая, поддерживая. Лейтенант не переступает им самим очерченных границ и терпеливо ждёт отклика, хоть какой-то эмоции, кроме нервной, мрачной решимости бывшего военнопленного. Казалось, прошла целая вечность, пока Достоевский расслабился под чужим касанием. Его красивое лицо словно озаряется пониманием и неверием одновременно, разглаживаются появившиеся ранние морщинки, глаза приобретают осмысленное выражение. Есенин довольно улыбается и всё так же мягко, пусть и громче, говорит, вкладывая ложку в непослушные пальцы:
- Тебе надо поесть, Федь.
Тот удивлённо смотрит то на ложку, то на лейтенанта, потом переводит взгляд на похлёбку и только сейчас понимает, как же изголодался его организм по сытной тёплой еде. Его руки дрожат, а сам Достоевский ест то быстро, то медленно, словно потерявшись в двух мирах: том, концлагеревском, где такая еда может только присниться, и этом, где есть постель с чистым бельём, вкусная похлёбка, хлеб и привычный и родной старший товарищ, почти брат - Есенин. Сеня. Тот не торопит, не останавливает, просто смотрит, горько и грустно улыбаясь и раздумывая, что война заставляет всех слишком быстро взрослеть. А ещё, что неплохо бы отмыть молодого товарища в бане, как только он поест и хоть немного выспится.
Два года спустя они всё ещё во Львове. Но теперь у Есенина своя комната в общежитии, где они живут вдвоём с Достоевским. Тот не уехал домой в деревню, а, благодаря хорошему знакомому глав. врачу Горькому, проходит реабилитацию в небольшой больнице, ежедневно посещая медицинский кабинет, регулярно питаясь и выпивая травяную настойку для успокоения нервов. Сам бывший лейтенант работает в библиотеке неподалёку от дома, таскает другу новые книги, тихонько по вечерам цитирует свои и чужие стихи, дабы отвлечь Федю от мрачных мыслей. Тот слушает внимательно, не перебивая, искренне радуется, иногда критикует. В его интонациях даже проскальзывают иронические, но совсем необидные нотки.
Но иногда, промозглыми осенними вечерами, когда темнеет рано, а трамвай под окнами немилосердно шумит, на Достоевского налетает старая, словно въевшаяся под кожу дрожь, которую тот никак не может унять. Он цепляется пальцами за простую, но добротную рубашку Есенина, и шепчет, шепчет, постоянно беззвучно что-то говорит, его красивое лицо испещряется мелкими морщинами, а голубые глаза горят безумным страхом. Тогда Есенин крепко его обнимает, укачивая словно дитя в объятиях, прижимает его голову к своей груди, позволяя выплакать застаревший страх и уже привычно прислушиваясь к бормотанию друга. Тот вздрагивает от гремящего по рельсам трамвая, в такие моменты выкрикивая, вглядываясь в спокойное лицо Сергея:
- Сень, самолёты, бомбёжка! В убежище…
На что тот лишь отвечает, успокаивающе поглаживая Федю рукой по отросшим тёмно-русым волосам и шепча на ухо, перекрывая удаляющийся шум и гам улиц:
- Война закончилась, Федь,- и на тихий, словно удивлённый вздох повторяет,- всё закончилось.
словно потерявшись в двух мирах: том, концлагеревском, где такая еда может только присниться, и этом, где есть постель с чистым бельём, вкусная похлёбка, хлеб и привычный и родной старший товарищ
Вот этот момент особенно понравился
заказчик
(зы, и отдельная благодарность за то, что без слеша - я вас сейчас молиться готова за то, какие взаимоотношения Вы тут показали. Вот, кроме шуток, я Вас теперь просто почитаю!
нуачедостжемынаэтомповернуты)Нап-мод-он, ага хЗДумаю, буду перечитывать.
P.S. а вообще любопытное совпадение: сама давно уже работаю над повестью - тоже ВМВ, тоже концлагерь и тоже "Дост" (правда, девушка). Очень удивилась, наткнувшись здесь на вашу историю: не думала, что такие темы "цепляют" других.))
Спасибо вам за психологичную зарисовку!
И Есь какой-то... неглупый и не бесящий.) Это здОрово.
Правда, напрягает "копирование" ФИО реальных исторических лиц. Это просто аллюзии или такой юмор? Или "для простоты"/"типичности" сделано?
Гость, спасибо за отзыв, мне приятно, что он оставил у вас такое послевкусие) Признаться честно, он мне и самой нравится
не думала, что такие темы "цепляют" других.))
Тема ВОВ очень острая и благодатная, обычно я стараюсь по ней не писать, очень расстраиваюсь, пока собираю материал. Но заявка зацепила, так что...
Удачи вам с повестью, надеюсь, вы её закончите)
И Есь какой-то... неглупый и не бесящий.) Это здОрово.
Как и требовалось в заявке)
Правда, напрягает "копирование" ФИО реальных исторических лиц. Это просто аллюзии или такой юмор? Или "для простоты"/"типичности" сделано?
Если честно, я не помню. Скорее всего, просто для удобства - и для себя в первую очередь. Обращение по фамилии у нас как-то всё-таки не принято (если только не в школах, бррр), а изголяться с именами-отчествами не хотелось. Так что никаких аллюзий или юмора, банальная лень хд Жаль, что это вас напрягло
Насчёт ФИО поняла; я под "простотой" это и имела в виду (не изгаляться с именами).)
Не то чтобы напрягло - просто реальные Есенин с Достоевским ярко представились. )
А о ВОВ действительно писать сложно: знаю по опыту, целый цикл пишется (герои там разные). Тяжёлая тема, да.
Повесть очень постараюсь закончить: мне она оч. важна, да и за персонажами интересно наблюдать.))
Я вам могу ссылку скинуть (когда допишу, отредактирую, покажу одному человеку и начну выкладывать.) Я зануда, знаю)))